- сайт о московском метро -

Поезд - пылесос в Петербургском метро

Эта статья про удивительный и уникальный состав Петербургского метро - поезд-пылесос, переоборудованный из вагонов "Д" 810-811-846, взята из замечательной книги Баскакова А.М. "Метрополитен Ленинграда - Петербурга. Страницы истории" (Спб, 1995 год), изданной в честь 40-летия метро Санкт-Петербурга.

 

 

НЕУДАЧА

Внедрение новой техники и прогрессивной технологии – процесс сложный и не всегда можно добиться желаемого результата. Так случилось, например, с созданием поезда-пылесоса.
Руководителей и специалистов метрополитена не удовлетворял применяемый способ очистки тоннелей от пыли промывочными агрегатами. Он не обеспечивает промывку в местах установки оборудования, как раз там, где очистка наиболее необходима. И, главное, как показали исследования, промывка пыль не смывает, а только её уплотняет.
В 1963-68 годах группа энтузиастов под руководством инженера А.П.Чернова разработала и построила вагон-пылесос, предназначенный для очистки тоннеля от пыли. Сдувающее устройство и пылесосная установка с системой очистки были смонтированы на базе вагона метрополитена серии В-4. Пылесос испытывался в тоннеле несколько лет. Результаты показали верность основных технических решений, подтвердил и целесообразность применения такого способа очистки.
Однако выявилось немало конструктивных недостатков.
С учётом опыта, полученного при испытании вагона-пылесоса, было принято решение о создании поезда пылесоса.
Небезынтересно знать историю создания этого уникального агрегата и его судьбу.
Рассказывает бывший начальник лаборатории микроклимата В.И.Иванов.
К созданию поезда-пылесоса приступили в 1976 году. Разработка проекта осуществлялась конструкторско-техническим отделом службы подвижного состава с привлечением специалистов метрополитена и учёных Ленинградского института инженеров транспорта, Уральского электротехнического института инженеров транспорта, Семибратовского (Ярославской области) филиала Научно-исследовательского института промышленной очистки газов, Ленинградского Высшего морского инженерного училища имени академика С.О.Макарова.
Разработчикам пришлось преодолеть много трудностей. Одним из недостатков первого опытного вагона-пылесоса было наличие выдвигающихся за пределы габарита подвижного состава рабочих органов, что несло потенциальную возможность повреждения оборудования, находящегося в тоннеле. В то же время сдувающее-отсасывающая система, находящаяся в пределах вагонного габарита, резко снижала эффективность пылесоса из-за удаленности рабочего органа от очищаемой поверхности. Исследования, проведённые учёными на специально изготовленном макете, имитирующем тоннель с находящимися в нём вагоном, позволили надеяться, что удастся создать достаточно эффективный пылесос с рабочим органом, не выходящим за пределы габарита. Решение о выборе именно такого направления дальнейших разработок было принято на заседании научно-технического совета метрополитена, состоявшемся в ноябре 1980 года.
Конструкторско-технологическим отделом при непосредственном участии Я.И.Минченко, А.Е.Кудрявцева, П.Л.Рыбакова были выполнены основные конструкторские работы по поезду-пылесосу.
Был так же разработан и построен проект преобразователя для пуска вентиляторов и компрессоров. Этим непосредственно занимались ведущие учёные ЛИИЖТа А.В.Плакс, А.С.Мазнев, Ю.А.Шевцов. В Семибратовском филиале института промышленной отчистки газа были проведены исследования системы мокрого пылеулавливания, спроектирован и построен полноразмерный его образец. В Ленинградском высшем инженерном морском училище была разработана система пожарной сигнализации.
Основная нагрузка по изготовлению поезда-пылесоса легла на коллектив электродепо «Московское». В 1981-82 годах была выполнена доводка вагонов серии «Д» под поезд-пылесос, изготовлено и смонтировано оборудование. Возглавляли эту работу В.В.Четвертухин и А.С.Ручин. Активное участие принимали также работники служб подвижного состава, эскалаторной, спецсооружений, электромеханической, электродепо «Дачное».
Первые испытания поезда-пылесоса были произведены на путях электродепо «Московское» в 1983 году.
Результаты первого включения агрегатов нас, мягко говоря, не порадовали. Если электрическая часть, системы регулирования действовали, то главное, ради чего и создавался поезд-пылесос, аэродинамика, практически не работала. Попросту говоря, пылесос пыль не сдувал и воздух не всасывал. Многие причины были обнаружены и устранены довольно быстро. Пылесос заработал. Но до желаемого было ещё далеко. Да и опыта позаимствовать было не у кого. Имевшиеся в Париже, Стокгольме, Монреале и других городах французские поезда-пылесосы были по сути мусоросборщиками, очищали только путевое полотно.
Испытания, доработка, доводка узлов проводилась весь 1984 год.
В 1985 году поезд-пылесос прошёл опытную проверку на Московско-Петроградской линии, затем был введён в постоянную эксплуатацию. Однако за несколько лет желаемых результатов получить не удалось. Поезд-пылесос в 1994 году был разукомплектован.

Поезд пылесос

Поезд-пылесос

Нынешнее состояние пылесоса более, чем плачевно. По сведениям очевидцев он прекратил ходить ещё за несколько лет до 1994, т.е. официального списания. Стоит он под крышей депо "Московское", с него снято всё оборудование и внутри устроена бытовка, но оригинальная раскарска, как видно на фотографии, сохранилась. Фотография тов. Угрюмого.

Поезд пылесос

Поезд-пылесос

Продольный вид. Пожалуй, только расположение в депо спасло эти вагон от коррозии и нападки вандалов. Фотография тов. Угрюмого.

Поезд пылесос

Поезд-пылесос

Вид спереди. Раскраска полностью сохранена с былых времён. Фотография тов. Угрюмого.

Поезд пылесос

Поезд-пылесос

Вагон поезда-пылесоса резко отличается цветом среди других списанных Дшек в "Московском". Между тем, в его состав входили одни из первых вагонов типа "Д", произведённых в Ленинграде, да и в СССР вообще (прототипом Д служили произведённые в Москве вагоны типа УМ-5, один из которых, №806, сейчас работает в Москве путеизмерителем). Фотография тов. Угрюмого.

Поезд пылесос

Поезд-пылесос

Номерок одного из вагонов сопровождения пылесоса.Фотография тов. Угрюмого.