- сайт о московском метро -

Поезда обслуживания пути

Дефектоскопы
Информация

Регулярная дефектоскопия пути - неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения, которая в нашем метро на самом высоком уровне в мире. Дефектоскопия пути позволяет выявить всякого рода неоднородности и микротрещины путевого полотна ещё на стадии их образования, предотвращая возможность их дальнейшего развития и возникновения трещин и изломов рельс, тем самым, позволяя избежать аварий и сохранить жизнь и здоровье людей и имущество метрополитена. Основные методы дефектоскопного контроля - видео, ультразвуковое и магнитное наблюдение. Для скоростной проверки станционных путей (в том числе ССВ между линиями и депо) и перегонов по метро ходят два состава с вагонами-дефектоскопами, базирующихся в депо "Владыкино" и "Красная Пресня". Эти вагоны способны вести полный контроль за путевым полотном при скорости движения не более 50 км/ч. Прочие пути (некоторые тупики, деповские), а так же главные пути сразу после ремонта или восстановления проверяются ручными дефектоскопными тележками.

Дефектоскоп №9279

Дефектоскоп депо "Владыкино" (в депо "Владыкино")

Этот вагон-дефектоскоп №9279 был переоборудован из обычного вагона модели 81-717 (без модификаций) в 1992 году, ходит головным в постоянном составе 9279-9643-7486-7533-9349. Впереди у него лежит табличка "Дефектоскоп", номер маршрута навеки 96. Проверяет линии: родную (СТЛ), Бутовку, 2, 11, 6, 8, 10. Фотография тов. Тимирязева.

Дефектоскоп №9279

Дефектоскоп депо "Владыкино" (на станции "Серпуховская")

Сам вагон 9279 выглядит весьма необычным образом. У него всего четыре фары спереди, что для современных московских номерных редкость - остальные, более часто использующиеся уже давно прошли капитальный ремонт. Фотография тов. Тимирязева.

Дефектоскоп №9279

Дефектоскоп депо "Владыкино" (на станции "Серпуховская")

Фары расположены под защитным стеклом, а не выпячивают наружу. Такой номерной называется "подстекольный". К тому же обратите внимание на странную вторую ручку перед дверью... Фотография тов. Тимирязева.

Дефектоскоп №9279

Дефектоскоп депо "Владыкино" (на станции "Серпуховская")

Окраска самого дефектоскопа тоже в стиле "ретро". Именно так были окрашены самые первые номерные - белая полоса проходила ниже ребра жёсткости, соответственно буква "Х" на дверях была тоже укороченной. До недавнего времени на нём так же был герб СССР. Фотография тов. Тимирязева.

Дефектоскоп №

Дефектоскоп депо "Красная Пресня" (на перегоне "Студенческая" - "Киевская")

Казалось бы, какая-то неожиданная фотография: состав из вагонов типа 81-714/717 на Филёвской линии! Такого же не бывает!

Станция Студенческая

Дефектоскоп депо "Красная Пресня" (на перегоне "Студенческая" - "Киевская")

Это - состав дефектоскоп другого депо - "Красная Пресня". Он помоложе владыкинского (переоборудован из вагона типа 81-714.5 №9425 в 2001 году взамен дефектоскопа из вагона типа Ам №1031) и выкрашен в желто-красный цвет с надписью "Дефектоскоп" на борту. Табличек - трафаретов не имеет. Постоянных вагонов сопровождения тоже нет: сопровождение набирают из резервных вагонов, обычно состав получается из 4-6 вагонов. Помимо имеющих непосредственно выход из депо "Красная Пресня" Кольца и ТКЛ, так же проверяет линии 1, 3, 4.

Станция Студенческая

Дефектоскоп депо "Красная Пресня" (на перегоне "Студенческая" - "Киевская")

И всё-таки номерной на Фл очарователен.

Путеизмеритель и лаборатория СЦБ
Информация

Путеизмеритель, в отличие от дефектоскопа, проверяет не повреждения, а геометрические параметры рельсового полотна, в том числе его износ (боковой кромки и поверхности катания рельса). Вагон-путеизмеритель выводит результаты с датчиков ввиде бумажной осцилограммы с привязкой ко времени и пройденному пути, которые затем расшифровывается, обрабатываются и передаются в службу пути той линии, на которой происходила проверка. Среди регистрируемых геометрических параметров: отклонение от нормы ширины колеи (с точностью до миллиметра), превышение высоты одной рельсовой нити над другой, стрела изгиба рельсовой нити в горизонтальной плоскости, просадка рельсовых нитей. Допустимая скорость вагона-путеизмерителя при включенном оборудовании - 60 км/ч.

Название лаборатории автоматики и радиосвязи службы СЦБ говорит само за себя. Самая первая подобная лаборатория на колёсах в СССР была переоборудована на базе вагона Ем в Ленинграде в 1980-1981 годах, затем был выпущен компьютизированный экземпляр №002, который попал на ВДНХ в Москву в 1982 году. Лаборатория обладала современными приборами для регистрации, сбора и обработки сигналов путевых радиоустройств автоведения, локомотивной сигнализации, поездной радиосвязи и энергообеспечения.

Путеизмеритель №806

Станция "Кунцевская"

Вагон-путеизмеритель №806 был переоборудован из доживающих свой век (но, как ни странно, весьма надёжных, ещё сталинской закалки) вагонов типа УМ-5 (усовершенствованная модель №5, опытная серия, год выпуска - 1949. Серийный выпуск таких вагонов шёл с 1955 года под более известным названием "Д"). Путеизмеритель работал в разные годы работал в депо "Фили", "Красная Пресня", "Новогиреево", а в последние годы работает в депо "Планерное" в составе поезда 5824-5672-806-5667-5564 (иногда встречается в 4-х вагонной версии без вагона 5667). Поезд-путеизмеритель проверяет все линии метро, к тому же является пробным поездом на всех новых линиях, станциях и участках линий. В таком случае в него (обычно между 806 и 5564) доцепляют такое количество вагонов из резерва "Планерного", которое эксплуатируется на открывающейся линии.

Путеизмеритель №806

Станция "Кунцевская"

Путеизмеритель раскрашен в красно-белый цвет с надписями "806" и "Путеизмеритель" на борту.

Путеизмеритель №806

Станция "Александровский сад"

Одна часть вагона занята оборудованием и скрыта за жалюзи.

Путеизмеритель №806

Станция "Улица Скобелевская"

В другой расположен стол с приборами управления и осциллографами. Там же находится обслуживающий персонал - начальник путеизмерителя, его помощники, работники службы пути той линии, по которой едет путеизмеритель. Фотография Upliner'а.

Путеизмеритель №806

Станция "Улица Скобелевская"

Отличительная особенность поезда-путеизмерителя - зелёная табличка с буквой "М" "ПУТЕ- ИЗМЕРИТЕЛЬ". Кстати, пятивагонный поезд-путеизмеритель полностью не помещается на станциях Бутовской линии, но это никого не смущает. Фотография Upliner'а.

Путеизмеритель №806

Станция "Октябрьская" (радиальная)

Путеизмеритель делает несколько остановок на станциях для смены направления движения и ожидания разрешающего сигнала светофора. Иногда из него выходят местные путейцы.

Путеизмеритель №806

Станция "Октябрьская" (радиальная)

Довольно часто, ввиду особенностей путевого развития метрополитена, путеизмеритель уежает со станции в том направлении, откуда приехал.

Путеизмеритель №806

Станция "Кунцевская"

Одной из голов в составе-путеизмерителе работает Лаборатория, переоборудованная из вагона Еж3 №5564. С одной стороны она завешена занавесками, с другой - деревянной стенкой купе.

Путеизмеритель №806

Станция "Маяковская"

Трафаретная (верхняя) группа фар у вагона-лаборатории несколько отличается от обычных Ежовских - фары выполенны в отдельных металических корпусах, меньше по размеру и расположенны ближе друг к друг другу.

Путеизмеритель №806

Станция "Улица Старокачаловская"

Надпись на вагоне-лаборатории. Фотография Upliner'а.

Путеизмеритель №806

Видеоролик с путеизмерителем 806

Может ли на одной станции быть сразу два красных поезда? Нет? Тогда вы не видели "Красную стрелу"! Ответ на интригующий вопрос вы увидите на экране (501 КБ).

Путеизмеритель 7374 №806

Путеизмеритель 7374 (Станция "Текстильщики")

В 2006 году начал свои обкатки новый путеизмеритель, переоборудованный из вагона 81-714 в депо "Красная Пресня" в 2004 году. Этот вагон был разобран из-за какой-то аварии и длительное время стоял в депо мёртвым грузом, пока не нашли ему применения и он не обрёл вторую жизнь. Электрические схемы вагона переделанны для работы в составе с вагонами типа Еж3 и Ем508Т, и теперь он, так же, как и путеизмеритель №806, работает в депо "Планерое". Пока что до сих пор отладочные работы не закончились и он обкатывается в режиме путеизмерителя.

Путеизмеритель 7374

Путеизмеритель 7374 (Станция "Пролетарская")

7374 очень похож по расцветке на дефектоскоп 9425. Однако путеизмеритель ходит исключительно с ежовым сопровождением (оно может быть как из резервных вагонов, так и с вагонами из состава с 806, где 7374 ставится на его место) и имеет сверху три гофры. Фотография тов. Тимирязева.

ОФФТОПИК - Путеизмеритель и дефектоскоп в Санкт-Петербурге
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп В Петербурге применено весьма интересное решение - путеизмеритель и дефектоскоп работают одновременно в одном составе 3740-3861-001-003-6039-3932 в депо "Московское". Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп Продольный вид вагона - дефектоскопа 003. Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп Номер, естественно, искусственный. Сам вагон типа Ем, носил до переоборужования (в 1975 году) номер 3875. Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп Измерительная тележка дефектоскопа 003. Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп Вагон-дефектоскоп 002, работавший ранее взамен 003, был переоборудован из вагона типа В4 №153, ранее работавшего в Московском метро. Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп Несмотря на то, что вагон давно разукомплектован, кузов вагона неплохо сохранился, даже сохранился неизменный атрибут вагонов типа А,Б и В - ручки на дверях. Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп В одном из торцов стёкла не сохранились и явно пошалили графитчики. Фотография тов. Угрюмого.
Петербургский путеизмеритель дефектоскоп А в другом сохранились. В глаза бросается миниатюрный размер торцевой двери. Фотография тов. Угрюмого.
Прочая путевая техника
Информация

Существует и другая вспомогательная техника для обслуживания пути. Это машина для выправки, рихтовки и подбивки пути, габаритный вагон, путеукладчик, снегоочистили и множество других мелких единиц подвижной техники.

Тележка для перевозки рельсов

Станция "Кунцевская" (new!)

ВПРС-500 на Кунцевской. Машина ВПРС предназначена для выравнивания и рихтовки свежеуложенных путей. При работе агрегаты ВПРС издают громкий шум. Фотография тов. Аминьева.

Тележка для перевозки рельсов

Станция "Кунцевская" (new!)

Вид на машину ВПРС с другой стороны. Перед ней - платформа для хозяйственных нужд в ходе строительства новой платформы "Кунцевской". Фотография тов. Аминьева.

Тележка для перевозки рельсов

Станция "Кунцевская" (new!)

Одна из кабин агрегата. Сбоку нанесен инвентарный номер. Фотография тов. Аминьева.

Тележка для перевозки рельсов

Станция "Кунцевская" (new!)

Другая, малая, кабина. Фотография тов. Аминьева.

Тележка для перевозки рельсов

Станция "Кунцевская" (new!)

ВПРС-500 и поезд типа "Русич" на рабочем пути "Кунцевской" пока еще Филевской линии. Фотография тов. Аминьева.

Тележка для перевозки рельсов

Депо "Сокол"

Это - свежепокрашенная рельсовозная тележка. Рельсы ложаться и закрепляються на две таких тележки, затем мотовозами доставляются к месту на линии, где требуется их заменить, там они выгружаются и через несколько дней меняются, затем за старыми рельсами опять приежают и забирают с помощью таких тележек. Фотография тов. Yauza.

Тележка для перевозки рельсов

Депо "Сокол"

Под низом тележки расположенны крепления для перевозимых рельсов. Фотография тов. Yauza.

Станция Студенческая

Депо "Варшавское"

Небольшая путевая тележка для перевозки материалов.