- сайт о московском метро -

Евпаторийский трамвай

Исторический очерк Евпаторийский трамвай

В уютном крымском курортном городе Евпатория с 10 мая 1914 года функционирует замечательный трамвай, ставший одной из достопримечатиельностьей города. Трамвайная система включает в себя 5 маршрутов (один из них экскурсионный), базируется на колее 1000 мм и представляет собой однопутно-разъездную схему движения (в основном). Столь необычная колея для трамвайных путей была обусловлена тем, что она построенна по немецуому проекту. Первыми вагонами были сцепы из электровагонов Мытищенского завода и вагонов конки из Одессы, линия шла от недавно построенного Городского театра и заканчивалась у известной на всю империю и зарубежье грязелечебницы возле озера Мойнаки (сегодня это часть первого маршрута).

В октябре 1915 года в город провели железную дорогу, и вскоре к железнодорожному вокзалу тоже провели трамвайные рельсы. Так же построили ветку к морю и в пригород (в строну Симферополя). Во время гражданской войны город находился в немецкой оккупации и трамвай не работал до 1924 года. Так же трамвай остановился и в годы Отечественной войны. В послевоенные годы восстановление путей шло медленно, но всё же к 50-м годам трамвайные линии полностью заработали. С 1957 года в Евпаторию стали поступать узкоколейные трамвайные вагоны из завода в городе Гота (ГДР). В Советском союзе трамвайные вагоны для узкоколеек больше не производилось, так как таких трамвайных трасс в стране было очень мало (Львов, Винница, Калининград, Житомир и Пятигорск), а в Европе, напротив, достаточно широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев. В Евпаторию поставлялись вагоны "Гота" Т27+В57, моторный и прицепной. Вскоре начали поставлять и другие модификации с двумя и одной кабиной в вагоне, с дверями на одну и две стороны. К 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи.

13 июня 1983 года открылось движение по новому маршруту №4, который доставлял горожан и отдыхающих от ул. Революции до Нового пляжа. На этом маршруте работал в разные годы состав из одного, двух или трёх вагонов "Гота". В мае 1987 года на испытания поступил новый чешский сочленённый трамвай (в ГДР производство трамваев свернули) Татра КТ4SU. До развала Советского союза в город успели поставить 18 таких трамваев. До середины 90-х Татрами заместили старые немецкие двухвагонные "Готы" на первом маршруте. В июне 1990 года первый маршрут продлили до Интернациональной улицы (ул. 60-летия ВЛКСМ), а в марте 1991 года построили двухпутную трассу до новых полупригородных микрорайонов города (8-ой и 9-ый, сегодня Спутник и Спутник-2), до куда от Интернациональной пустили новый 5-тый маршрут. Через три месяца от отдельного маршрута отказались и трассу присоединили к "единичке". Однако от тех времён осталось двухпутное маневровое кольцо на Интернациональной. В 1991 году 4 вагона были переданы на трамвайную линию в село Молочное. В этом селе и по сей день существует самое маленькое трамвайное хозяйство в мире, подвозящее отдыхающих на полтора километра к морю на пляж. С развала Советского союза Евпаторийский трамвай испытывает серъёзные финансовые трудности. Государственные дотации сократились, образовались задолжности в зарплате, задолжности в электроэнергии, дефицит кондукторов и водителей. В городе много льготников, и лишь в летний сезон приежает большое количество отдыхающих. Парк вагонов сильно устарел, срочно требовался капитальный ремонт как минимум половине немецких вагонов. В наиболее неблагоприятные годы (с 1993 по 1997) линия на Новый пляж не работала. Но времена изменились, и в 2003 году трамвайное управление нашло денег для отправки на троллейбусно-ремонтный завод в г. Донецк для прохождения КР-3 два трамвайных вагона. Так же Евпатория нашла денег для транспортировки двух вагонов "Гота" из Германии, где их, как морально устаревших, раздавали бесплатно. К 2006-му году все "Готы" силами работников депо прошли модернизацию. С августа 1997 года по городу запущен 5-тый маршрут, на этот раз экскурсионный. Татра №039 ездиет по историческим местам города, начиная свой путь от специального тупика возле Парка Фрунзе. Сегодня тупик почти разобран, и трамвай для пропуска "двоек" вынужден ехать задом до ближайшего разъезда. В 2005 году укоротили маршрут №3 до гостиницы "Украина", а с июля 2006 года на этот маршрут вместо трамваев "Гота" запустили деповскую переделку - Татра КТ4 №038 с двумя кабинами управления. Возможно, в будущем именно такими трамваями будет укомплектован 2-рой и 4-тый маршруты, на которых обычным Татрам негде развернуться на конечных остановках.

Ниже приведена сжатая схема трамвая (нажмите, чтобы увидеть полную версию) и интересные сведения про каждый городской маршрут.

Раздел на сайте приготовлен с помощью побывавшего здесь в 80-х годах А.Крячко из Днепродзержинска. Помимо уточняющей информации, он подарил сайту несколько замечательных фотографий того времени.

Евпаторийский трамвай

 

Евпаторийский трамвай

Схема трамвая от автора сайта

Схема трамвайных маршрутов с путевым развитием и указанием остановок, уменьшенный вариант которой представлен выше (всего 26 Кб)

Евпаторийский трамвай

Классическая схема

Висит на стендах возле крупных остановок (напр. Вокзал или Симферопольская ул.)

Евпаторийский трамвай

Старая схема маршрутов из "Готы"

Во многих старых трамваях висит такая схема времён 90-х с вручную раскрашенными линиями

Евпаторийский трамвай

Евпаторийский трамвай

Расценки проезда на трамвае, введённые с июля 2006 года. Из-за острого дефецита средств Евпатория первой подняла цену на проезд в общественном транспорте с 50 до 75 украинских копеек. Ситуация усугубляется большим развитием маршрутных такси, которые отбирают у трамвая чуть ли не последних клиентов.

Евпаторийский трамвай

Евпаторийский трамвай

Образец билета на трамвай с июля 2006 года.

МАРШРУТЫ ТРАМВАЯ:

Евпаторийский трамвай

1 маршрут (Ул. Симферопольская - Спутник-2)

Самый протяжённый и загруженный городской маршрут, проходит через центр города. На маршруте работают до 12 сочленённых трамваев "Татра" КТ-4SU.

Евпаторийский трамвай

2 маршрут (Гортеатр - Мойнаки)

Этот маршрут средней протяжённости проходит по курортному сектору города, на нём работают 2-4 трамвая "Гота" Т57.

Евпаторийский трамвай

3 маршрут (Вокзал - Гостиница "Украина")

Этот маршрут проложен по центру города от линии 1-го маршрута до вокзала. На нём работает один переделанный в двухкабинный трамвай "Татра" КТ-4SU.

Евпаторийский трамвай

4 маршрут (Симферопольская ул. - Новый пляж)

Этот маршрут соединяет конечную первого маршрута и отдалённые городские пляжи, работает сцепка из "Гот" Т57+В57.

Евпаторийский трамвай

5 маршрут (Экскурсионный)

Ознакомительная поездка на трамвае "Татра" КТ-4SU по трамвайным линиям города.