- сайт о московском метро -

Поезд "Акварель"

До создания поезда
Информация

На долю рядового состава "Русич" для Арбатско-Покровской линии 0078-0577-0575-0576-0079 выпала очень необычная участь. Но об этом долгая история...

Идея создать поезд-музей, внутри которого будут художественные экспонаты, возникла достаточно давно, в конце 2006 года, по инициативе школы акварели Сергея Андрияки. Он предложил весьма необычную идею - вместо надоевшей рекламы поезд изнутри украсить картинами, сделать музей своеобразный мкзей на колёсах - чтобы не нужно было бы куда-то ходить, чтобы насладиться живописью. Снаружи поезд предполагалось обклеить плёнкой с изображением различных натюрмортов. Состав должен ходить по Арбатско-Покровской линии в "щадящем" режиме - только вне часов пик. В остальное время он должен стоять на среднем пути станции "Партизанская". Первый срок - к новому 2007 году - был нереален - тогда "Русичи" ещё только поставлялись на АПЛ, эксплуатация их началась в самом конце декабря и было бы весьма рискованно начинать эксплуатацию с такого необычного состава по необычному графику.

Тут же понеслись слухи, напоминающие выкрики капиталистов на советских плакатов времён первой пятилетки - "бред!", "утопия", "вымысел!" и т.п. Однако руководство метро своё обещаение сдержало. В конце марта 2007 года сразу по нескольким телеканалам показали репортаж о необычном поезде, который строится на ММЗ. Так же вышел репортаж о поезде с фотографиями его на ММЗ, который можно почитать здесь. Дело, казалось бы, пошло на лад - состав доделали, передали метро (его наладка происходила в "Варшавском" - подробнее ниже)... Но по неожиданным причинам оказалось, что к дню рождения метро (15 мая) его пустить не успевают! Причин тому было несколько - внутренние картины от Андрияки так и не пришли. К тому же один из обклейщиков повредил лобовое стекло у вагона 0079, и для его замены потребовалось время. Более того, обнаружились некоторые технические неисправности оборудования, так же требующие запчастей (например, полетел быстродействующий выключатель - необходим для аварийного отключения силовых цепей для защиты от перегрузок). Так же возникла бюрократическая проблема - видимо из-за особенностей конструкции составу решили присвоить новую модификацию (пока неизвестно какую) и, соответственно, новые номера (5078-5577-5575-5576-5079). Старые номера 0078-0079 получил очередной русич для АПЛ. Ровно за полдня до пуска (в ночь с 31 мая на 1 июня) состав был перегнан из "Варшавского" в "Измайлово" и 1-го числа в день защиты детей состав был торжественно запущен на станции Партизанская.

В настоящее время состав ходит по особому графику ежедневно в межпик.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Багратионовская"

На фотографии - голова последнего малофорточного скифа 0071, поступившего на эксплуатацию на Филёвскую линию в январе 2007 года. На него в депо наклеили вот такую плёнку в качестве эксперимента, которой и предполагается оклеить. По свидетельству пытавшихся её отодрать (а таких, суде по фотографии, было немало), она отдирается крайне плохо. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Студенческая"

Чуть позже поклеили плёнку с другого бока, вид крупным планом.

Перегонка поезда
Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи" (МЖД)

Продольный вид на поезд "Акварель", выкаченный из ММЗ для перегонки по железной дороге в систему метро. Состав от обычного "Русича" внешне отличается наличием глухих стенок вместо трёхоконной секции, расположенных по поезду в шахматном порядке (за что и получил прозвище "бронепоезд"), а так же серым цветом - отсутствием всякой раскраски. В будущем предполагается наклеить цветную плёнку на этот поезд. Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи"

Две головы акварельного поезда, сцепленные между собою. Так меньше вероятность того, что лобовые стёкла разабьются при перецепке. Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи"

Фары поезда. Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи"

Продольный вид на вагон с "бронёй". Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи"

"Бронированная" половина состава. Если с этой стороны глухой торец, то с противоположной стороны по правилу шахматного порядка - обычные окна. Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Ещё одно интересное отличие этого и последующих выпосков "Русичей" - наличие световой индикации закрывающейся двери, аналогично красной лампочки в автобусах Икарус-435. Как это работает и насколько это эффективно в действии, посмотрим уже на стадии эксплуатации. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи"

Вместо циферок с номером вагона на состав наклеены скотчем номера на бумажке. Настоящие металические номера повесят после поклейки плёнки. Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Мытищи"

На этом вагоне номер наклеен сбоку. Фотография тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Утром в понедельник 9 апреля этот состав пришёл в депо "Сокол". Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Внутри состава на месте будущих картин - голая стена и провода для подсветки репродукций. Важная интереснейшая особенность состава - различный цвет сидений и линолеума в каждом вагоне, видимо, в тон будущим картинам. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Здесь и на фото сверху мы видим один из головных вагонов с синими сиденьями (0078). В этом составе так же есть зелёный (0576), коричневый (0079), красный (0577) и серый (0575). Напомню, что до этого в метро использовался только жёлтый, коричневый и красный цвет видений. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

"Красный" вагон. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Головной вагон с коричневыми сиденьями . Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

"Зелёный" вагон. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

С забором состава возникли проблемы. В "Измайлово" больше не было место для приёма новых составов. "Фили", верный помощник "Измайлово" по части приёмки на эксплуатацию "Русичей" для Арбатско-Покровскую линию, тоже не располагал лишним местом. Решение было принято весьма необычное - состав решили принимать в эксплуатацию и обкатывать в "Варшавском" - ещё одним и последним депо, эксплуатирующим "Русичи". (Двумя неделями позднее, когда на подходе был очередной новый состав для АПЛ, из "Измайлово" в "Замоскворецкое" отдали один состав типа Еж на консервацию). В ночь со вторника на среду, несмотря на то, что перегонять вагоны в "Варшавское" должен был Измайловский груз, за вагоном 0576 приехал состав из резервных номерных из депо "Варшавское", в составе которых был замечен даже подстекольник. Днём в четверг приехал уже долгожданный Измайловский грузовик, и, подцепив вагоны 0577 и 0079, забрал их после вечернего часа пика. И, наконец, в субботу 14 апреля утром Измайловский грузовик забрал оставшиеся вагоны 0078 и 0576, приехав за ними в пятницу днём (наверное, побоялись гнать в пятницу 13-го поздно вечером). Ниже приведены ещё несколько фоток именно этой перегонки в ТЧ-2. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Сцеп из Измайловского ежа и двух вагонов скифа на 23-ей канаве "Сокола". Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Сцеп из Измайловского ежа и двух вагонов скифа на 23-ей канаве "Сокола". Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

На электронном табло головного вагона горит "Станция 5", уже знакомая нам по предыдущим поставкам. У другого вагона 0079 на табло ничего не было. Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Депо "Сокол"

Ну и, конечно же, "броня". Фотография Слесаря К/Б.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Нахимовский проспект"

Фотография с перегонки вагонов 0577 и 0079 в депо "Варшавское" Измайловским грузовиком (второй заход). Примечательно, что Измайловский грузовик не оборудован АЛС-АРС, и персонально для него на участках линии, по которым он шёл, отключали АЛС-АРС и на самой линии. Фотография Тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Нахимовский проспект"

Перегоночный скиф на фоне станции. Фотография Тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Нахимовский проспект"

Голова измайловского груза - редкого гостя на СТЛ. (Напомню, что этот грузовой поезд, так же как и Свибловский, не оборудован системой АЛС-АРС, и для него специально последовательно отключают АРС на участках линии, по которым он передвигается, и поезд двигается по автоблокировке по сигналам заработавших светофоров (в нормальном положении на СТЛ они, в основном, выключены)). Фотография Тов. Тимирязева.

Обкатка поезда
Поезд "Акварель" на станции

Станция "Серпуховская"

На момент начала обкаток одну из голов уже успели обклеить красивыми оранжевыми пионами. Обкатки проходили на Серпуховско-Тимирязевской линии, где и расположено депо "Варшавское", столь гостеприимно принявшее на обклейку "Русича". Фотография Тов. Ясенева (Iona).

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Серпуховская"

Ещё обратите внимание, вместо вентрешёток до сих пор красуются дыры. Фотография Тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Тимирязевская"

Контрольная обкатка поезда. Другая голова (как, и в прочем, все промежутки) остаётся серой с той самой бумажкой с номером. Фотография Тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Тимирязевская"

Контрольная обкатка поезда. Вид на "броневую" стену. Фотография Тов. Тимирязева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Полянка"

Контрольная обкатка поезда. Другая голова (как, и в прочем, все промежутки) остаётся серой с той самой бумажкой с номером. Фотография Тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Полянка"

Резервный пуск так же был в программе обкатки. Фотография Тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Южная"

Вид с пола станции на серую броню. Фотография Тов. Ясенева.

На более поздних обкатках (конец мая) состав был уже с новыми номерами и, разумеется, весь покрашен.

Перегонка поезда в депо Измайлово
Акварель на Нахимовском проспекте

Видеоролик

31 мая 2007 года, поздний вечер. "Акварель", проежающая "Нахимовский проспект" в сторону центра, а так же измайловский состав 6169-6171-6172-6173-6174-6175-6168 на этой же станции в тот же день за несколько часов до перегонки "Акварели", едущий на консервацию в "Варшавское". Именно на нём и приехали машинисты-инструктора, забирающие "Акварель". Ролик отснял и прекрасно обработал metroman.

Отличное качество, 640х480 (3,9 МБ WMV).
Отличное качество, 640х480 (3,9 МБ WMV - зеркало с другого сервера).

Еж на Серпуховской

Видеоролик

Это видеофрагмент целиком про перегонку этого самого состава 6169-6171-6172-6173-6174-6175-6168 на "Серпуховской". Снял тов. Ясенев, монтаж - metroman.

Среднее качество, 640х480 (4,5 МБ WMV).
Среднее качество, 640х480 (4,5 МБ WMV - зеркало с другого сервера).

Еж на Серпуховской

Видеоролик

Перегонка акварели на разных линиях. Здесь и последний миг "Акварели" на вскормившей её Серпуховско-Тимирязевской линии и первые секунды пребывания поезда на новой линии, где она теперь и ходит - Арбатско-Покровской. Снял тов. Ясенев, монтаж - metroman.

Среднее качество, 640х480 (15 МБ avi).
Среднее качество, 640х480 (15 МБ avi - зеркало с другого сервера).

Пуск поезда и дальнейшая эксплуатация
Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Торжественный запуск поезда проходил на станции "Партизанская". Поезд довольно долго стоял и ждал гостей на втором пути станции. Платформа между вторым и третим (средним) путями была перекрыта, где и собирались приглашённые гости. Поезда в сторону "Измайловской" прибывали на средний путь. Станцию украсили шариками, в начале платформы так же было акустическое оборудование, до церемонии открытии проигрывали детские песенки.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Поезд на втором пути станции. Он сюда приехал задолго до начала мероприятия, обернувшись по съезду перед "Курской". Фотография andzis'а.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

В числе присутствующих на мероприятии был начальник метро Д.Гаев, несколько чиновников из правтительства Москвы а так же сам С. Андрияка. Гаев произносит речь. Фотография andzis'а.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

С.Андрияка тоже толкает небольшой спич. Фотография тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Затем все торжественно перерезали красную ленточку (примечательно, что наспех натянутую за пять минут до того как и тем более что со стороны состава - чтобы камерам было удобно снимать, показывая тем самым глубокую символичность этого мероприятия) и вошли в состав. Фотография тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Чиновник из Правительства москвы и С.Андрияка осматривают состав. Фотография тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Д.В. Гаев в "Акварели". Фотография тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Головной вагон поезда 5078 на втором пути "Партизанской" в ожидании гостей. Фотография andzis'а.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Поезд набрал гостей и готов отправиться в путь! Фотография тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Голубой вагон бежит, качается... Фотография тов. Ясенева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Состав стоял с открытими настиж торцевыми дверьми. Фотография andzis'а.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Глухой фасад станции тоже было решено кое-как разукрасить. Фотография andzis'а.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Впоследствие до конца дня на станции продолжали висеть шарики. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

А поезд обернули по съезду за Партизанской (крайне редкий случай) и выдали на первый путь. Среди первых пассажиров было много фотографирующих на мобильные телефоны и снимающих репортажи телерепортёров. Так же характерно много было метрофанатов.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

В основном люди, входящие в состав на других остановочных пунктах, не обращали особого внимания на наличие картин в поезде, однако были и такие, которым эта идея очень понравилась и которые с пристальным вниманием разглядывали каждую репродукцию.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Интервью.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Снимают, как мы приходим в восторг от живописи.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Ещё одно интервью. Много народу, практически не отличишь от обычного скифа и выглядит немного забавно. Обратите внимание - в поезде в целях безопасности картин находится милиционер, в каждом из вагонов их стояло по двое до окончания работы состава.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Общий вид на интерьер синего вагона . Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Вид на картины. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Пол чистый (и тоже синий, кстати), можно и прилечь...

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Картины красного вагона. Мне кажется, цвет заднего плана выбран не столько в тон картинам, сколько "в довесок" к ним, под гамму второстепенных красок. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Картины зелёного вагона (1). Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Картины зелёного вагона (2). Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Киевская"

На "Киевской" всех высадили со словами "поезд дальше не идёт", многие даже в это поверили и вышли... Однако как и предполагалось ранее, вскоре поезд продолжил движение в сторону "Парка Победы".

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Парк Победы"

В кабине выстроилось в ряд начальство депо и локомотивная брагада. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Парк Победы"

В этот день "Акварель" стала предметом большого количества фотографий.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Парк Победы "

Другой путь станции. Фотография тов. Аминьева.

Альбом о станции "Парк Победы" >>>

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

В одном из вагонов наклейки были перепутанны и получилось, что Акварель отправлялась со "Щёлковской"/ Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Киевская"

Снаружи номер поезда наклеен серой плёнкой. Для справки - эти номера так же принадлежали вагонам типа Еж3 (промежуточные) и 81-714.4 (головные, реально вагонов до этого номера ещё не довыпускали). Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

А изнутри номера так и не поменяли и остаются висеть первоначальные (с ведущими нулями).

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

В вагоне 5576. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Внутри поезда

Ещё одно важное новшество дизайна - изменённая конструкция поручня, он стал заметно выше и на боковом изгибе появилась дополнительная металлическая планочка. Фотография тов. Аминьева.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Красивая фотография. Поезд на третем пути. Фотография тов. Аминьева, формат 1024х768.

Поезд "Акварель" на станции

Станция "Партизанская"

Красивая фотография. В нормальном режиме (со 2-го июня) поезд оборачивается и отстаивается на среднем пути станции. Фотография тов. Аминьева, формат 1024х768.

Подробные красивые изображения картин, находящихся в поезде, доступны на официальном сайте метро. В настоящее время (лето 2007 года) поезд ходит по особому графику, однако это график имеет лишь формальный характер. На самом деле этот поезд ходит на правах перегонки (т.е. в официальном графике движения он не фигурирует), следует без номера маршрута (планировалось дать номер 63) по поездным талонам с номером поезда предыдущего состава и приставкой "-бис". Это означает, что поезд назначен дополнительно. Более того, приведённый примерный график сбивает график Арбатско-Покровской линии, из-за чего некоторые поезда вынуждены отстаиватся не на среднем пути Партизанской, а на Щёлковской. Да и сама Акварель раз (07.06.07) из-за неисправности стрелочного перевода на Партизанской следовала до Щёлковской и далее обратно по линии. Был с "Акварелью" и другой случай. 27.06.07 на неё посадили машиниста, ни разу не управлявшего "Русичами" до этого. Он забыл включить полный свет в салоне, подзарядку аккумуляторов и компрессор. Таким образом поезд смог дотянуть лишь до "Курской", где что-то машинист почувствовал что-то не ладное и высадил пассажиров. На следующем перегоне напрочь встал. Пришлось вызывать вспомогательный, задержка движения по линии составила до 25 минут. Несколькими часами позднее состав спокойно добрался до депо своим ходом.

По состоянию на осень'2008, "Акварель" уже около года ходит по специальному выделенному только для неё маршруту (04) по Арбатско-Покровской линии (до "Строгино").