- сайт о московском метро -

Таганско - Краснопресненская линия (7) часть 1 | часть 2 | часть 3

- Общая информация -
Прежнее название:

Ждановская и Краснопресненская (до соединения радиусов 17.12.1975), Ждановско-Краснопресненская (с 17.12.1975 по 13.01.1989)

Кол-во станций:

19

Протяжённость:

35,9 км

Расположена в округах столицы:

СЗАО, САО, ЦАО, ЮВАО

Первый участок:

31 декабря 1966 года ("Таганская" - "Ждановская" ("Выхино"))

Последний участок:

30 декабря 1975 года ("Октябрьское поле" - "Планерная")

Перспективы продления:

На север - не планируется; на юго-восток - в район Жулебино (~2011 год); доотделка и открытие станции "Волоколамская" на перегоне "Щукинская"-"Тушинская" (~2012 год).

Обслуживающее электродепо:

"Выхино" (ТЧ-11), "Планерное" (ТЧ-6)

Кол-во ПТО на линии:

0

Пушкинская
Пушкинская

Поговорим о Пушкине. Этот памятник великого поэта выполнил скульптор М.А.Шмаков и изначально он находился в южном торце зала. Но в 1987 году открыли выход в город и памятник перенесли в переход на ст. "Чеховская". Памятник является копией с портрета художника Ореста Кипренского, сделанного при жизни поэта в 1827 году. Портрет очень удивил поэта - ведь он считал свою внешность некрасивой, а на портрете получился красавец, о чем он написал в стихотворении "Кипренскому":
 Себя как в зеркале я вижу,
 Но это зеркало мне льстит.
Портрет поэт повесил в кабинете своего дома на Мойке. После смерти А.С. Пушкина он переходил по наследству потомкам поэта и в 1916 году был приобретён Третьяковской галереей, где и хранится до сих пор.
Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

А теперь перейдём к рассмотрению станции. По типу она относится к колонным глубокого заложения, причем является самой глубокой станцией линии (51 м). Станция располагается под Пушкинской площадью, имеет два выхода в город (совмещённый с "Чеховской" и совмещённый с "Тверской") и так же прямые пересадки на эти станции по мостикам над первым путём. Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Вот, например, переход на станцию "Чеховская" и шикарная круглая люстра в виде двухъярусного паникадила над ним. Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Это - панорама перехода на станцию "Тверская". Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Продольный вид путевого зала. Станция выдержана в белых тонах - молочно-белый мрамор на стенах, белый потолок, светильники в виде "свечей" с белым матовым стеклом на люстрах и бра. Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Панорама 360° от путевой платформы с поездом на соседнем пути. Прямо по центру - одно из панно медной чеканки (всего на каждой путевой стене их по 4 штуки) на пушкинские темы, на которых мы сейчас подробнее и остановимся. Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Москва, безусловно, не оставила поэта равнодушным... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Пушкин о своём alma mater... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Домик в селе Михайловском... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Письменный стол поэта и полные волевым духом слова... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Могила поэта и не менее воодушевляющие слова, звучащие как завещание молодым талантам ... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

И снова о Москве - на этот раз с видом на дом Пашкова... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Лестницы перехода на "Тверскую". Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

И здесь нашлось место декоративному искусству - обратите внимания на ажурные перила в форме лир... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Освещение путевых платформ - бра с уже упомянутыми лампами-свечами... Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

Название станции на путевой стене. Фотография В. Кабанова.

Пушкинская

И всякий раз, переходя на "Чеховскую", не забывайте помахать ручкой Александру Сергеевичу! Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост
Кузнецкий мост

Колонная станция глубокого заложения с аркадами, напоминающими мост, облицованными кремовым мрамором месторождения Газган. В восточном торце станции - переход на станцию "Лубянка" (который при ремонте экскалатора по вечерам закрывают), в западном - выход в город, втч. к магазину "Детский мир". Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Ещё одна, на этот раз поперечная панорама станции. Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Вагоны Ем-508Т на станции. Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Вид на пустую путевую платформу станции. Её украшают 6 панно на тему кузнечного дела, вылитые (а не выкованные!) из светлого металла. Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Искры, вылетающие из наковальни. Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Ещё искры... Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Типичная продукция кузнечного ремесла - ружья, пушки, ядра... Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

...мечи, топоры, стрелы... Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Ну и, конечно же, по спецзаданию от Партии куётся серп и молот... Фотография В. Кабанова.

Кузнецкий мост

Название станции на путевой стене. Фотография В. Кабанова.

Китай-город
Китай-город

Китай-Город - это сразу целых две станции двух линий (+ Калужско-Рижской) с путями вперемешку - из одного зала поезда уежают только на юг (на "Выхино" и "Битцевский парк"), из другого - только на север (на "Планерную" и "Медведково"). Поскольку в основном люди так и ездят - с севера на юг или с юга на север (пересаживаются с линии на линию под острым углом всё-таки реже), такой вариант пересадки (называемый "кроссплатформенной") представляется наиболее быстрым и удобным - ведь для этого нужно всего лишь перейти на другую сторону станции или же, в крайнем случае, перейти по мостику в центре между двумя параллельными залами. На фотографии изображен центральный зал северного направления. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Спускаемся на станцию из северного вестибюля. Чтобы не запутаться, смотрите на информационные указатели, а так же на тип подвижного состава - если на Калужско-Рижской линии ходят исключительно "номерные", то по Таганско-Краснопресненской - исключительно более старые Еж3 (и Ем-508Т). Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Путевая платформа зала северного направления. Сюда прибывают поезда Таганско-Краснопресненской линии в сторону "Планерной", а на соседней платформе стоит "номерной" в сторону "Медведково". При следовании по Таганско-Краснопресненской линии от "Выхино" это вторая и последняя (после "Выхино") станция с выходом на правую сторону. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

А это - соседний зал южного направления. Обе линии были подведены к станции одновременно (причем с юга и станция стала одновременно конечной двух линий) и открыты были сразу оба зала 3 января 1971 года, однако если на Калужско-Рижской линии за станцией сохранился съезд для оборота составов, то на Таганско-Краснопресненской при продлении линии на северо-запад (соединении радиусов) в 1975 году съезд был разобран. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Отсюда можно уехать в сторону "Выхино" (что и делают люди в составе справа), а также по Калужско-Рижской линии в сторону "Битцевского парка". Теперь "платформа справа" уже для них - всё по-честному. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Пустая путевая платформа. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Те самые мостики, по которым можно перейти из одного зала станции в другой. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

В отличее от предыдущего зала (северного направления), в зале южного направления освещение спрятано во фризах с бортами из выпирающих пирамидок над колоннами. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Несмотря на то, что станция колонная, в центре зала находятся три пилона (на соседней станции аналогично). Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Колонны зала южного направления выполнены в виде переходящих одна в другую трёхгранных призм. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Путевая стена станции с названием и стрелочными указателями ТКЛ в сторону "Выхино". Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Панно на путевой стене с изображением серпа и молота. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Панно на путевой стене с изображением факела. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Но чей же это бюст установлен в северном промежуточном вестибюле? Мэра Китай-города? Нет же, это В.П. Ногин, советский революционер - соратник Ленина (руководил Московским ВРК), в честь которого была названа площадь в Москве (ныне - Славянская площадь) и сама станция (до массовых переименований 5 ноября 1990 года). Подмосковский Ногинск, однако, переименованию не подвергся. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Бюст В.П. Ногина крупным планом. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Панорама посадочной платформы. Фотография В. Кабанова.

Китай-город

Панорама центрального зала. Фотография В. Кабанова.

Таганская
Таганская

Общий вид на центральный зал станции. Станция пилонная, глубокого заложения, облицована мрамором в кремово-красно-белых тонах. Открыта 31 декабря 1966 года в числе первых 7 станций Ждановского радиуса. Поражает то, что радиус открыли сразу и с тех пор он так и не был продлен в сторону пригорода. Второй и последний такой случай в практике ММ - это Калининская линия. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Пилоны станции низенькие и объёмистые, расширяющиеся кверху. Фотография В. Кабанова.

Таганская

360°-градусная панорама станции. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Вид на посадочную платформу 2-го пути. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Это же место чуть подальше. Со времён, когда эта станция была конечной, осталось световое табло "Посадки нет". Для оборота составов использовался пошерстный съезд за станцией, однако и сейчас он активно используется составами, идущими с севера линии на ССВ или с ССВ на юг линии (в депо "Выхино"). Составы, идущие на соединительную ветку с севера линии, частично заезжают на 1-ый путь станции, где меняют направление движения. Сам съезд на соединительную ветку расположен по 2-му пути за съездом и противошерстен при движении в правильном направлении (отходит от главного пути направо). При движении состава с соединительной ветки на север линии состав выезжает на главный путь в неправильном направлении, но до платформы не доезжает (в тоннеле его из-за поворота не видно), однако при этом выходной светофор на станции остаётся гореть красным долгое время из-за чего следующий поезд не может въехать на станцию. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Вид на пересадку на Кольцевую линию, расположенную в северо-восточном торце станции. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Освещение между пилонами спрятано в овальное отверстие в потолке (кессон). Фотография В. Кабанова.

Таганская

Название станции на путевой стене. На путевой стене - кафельная плитка абсолютно банальных цветов, однако помимо названий станций, стрелочных указателей линии и рекламы, её также украшают чеканные металлические панно опять же (как и в случае с Щукинской) на тему авиации и космонавтики. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Это, например, отнюдь не такой мирный сюжет, как кажется на первый раз - здесь изображен самолёт-этажерка, выполнивший петлю Нестерова и сбрасывающий при этом бомбы на парашютах. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Здесь панно уже скорее на астрологическую тему... Фотография В. Кабанова.

Таганская

Братья Монгольфье и их монгольфьер - первый воздушный шар, запущенный во Франции в 1782 году. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Советская автоматическая космическая станция "Венера-4" в межпланетном пространстве. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Одним из величайших достижений космонавитки того времени - запуск первого искусственного спутника Земли (1957 год) также нашел отражение на панно станции "Таганская". Рядом - ракета ГИРД-09. Фотография В. Кабанова.

Таганская

А это кто? Конечно же, герой другого величайшего события космонавтики, первый землянин-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Все эти события происходили прямо на глазах у людей того поколения, как и у архитекторов, так и художников, поэтому всегда приятно взглянуть на историю в толковании из первых уст. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Советским людям море по колено, и звезду с неба, если так будет надо, достанет! Вот какой был облик советского космонавта. Неудивительно, для многих это был идеал карьеры. Фотография В. Кабанова.

Таганская

Древнегреческий мифологический сюжет - падающий Икар, крылья которого отклеились под воздействием солнечных лучей на воск, которым они были прикреплены к нему... Наверное, если Икар бы жил в Советском союзе, то непременно долетел бы к Солнцу и даже раньше срока, раз Партия поручила. Фотография В. Кабанова.

Таганско-Краснопресненская линия часть 1 | часть 2 | часть 3