- сайт о московском метро -

Таганско - Краснопресненская линия (7) часть 1 | часть 2 | часть 3

- Общая информация -
Прежнее название:

Ждановская и Краснопресненская (до соединения радиусов 17.12.1975), Ждановско-Краснопресненская (с 17.12.1975 по 13.01.1989)

Кол-во станций:

19

Протяжённость:

35,9 км

Расположена в округах столицы:

СЗАО, САО, ЦАО, ЮВАО

Первый участок:

31 декабря 1966 года ("Таганская" - "Ждановская" ("Выхино"))

Последний участок:

30 декабря 1975 года ("Октябрьское поле" - "Планерная")

Перспективы продления:

На север - не планируется; на юго-восток - в район Жулебино (~2011 год); доотделка и открытие станции "Волоколамская" на перегоне "Щукинская"-"Тушинская" (~2012 год).

Обслуживающее электродепо:

"Выхино" (ТЧ-11), "Планерное" (ТЧ-6)

Кол-во ПТО на линии:

0

Планерная
Планерная

Станция представляет собой обычную "сороконожку" с шагом колонн 6,5 метров. "Планерная" - достаточно загруженная конечная, обслуживающая, помимо районов Северное Тушино, Куркино и аэропорта "Шереметьево" также и город Химки - от северного вестибюля начинается трасса пригородного троллейбуса. К пл. "Планерная" ОЖД станция не имеет отношения - платформа находится гораздо севернее станции. Прошу обратить внимание на освещение станции, выполненное в виде протяжного желоба (по задумке архитекторов он должен символизировать газопровод). Фотография В. Кабанова.

Планерная

Вагон типа Ем508Т на загрузке на первом пути станции. За станцией располагается шестистрелочный съезд для оборота составов и (с внутренних путей) проезда составов в депо "Планерное". Фотография В. Кабанова.

Планерная

Необычный колорит станции придают путевые стены с орнаментом "мозайка Пенроуза", выполненным из белых, сизых и желтых мраморных плиток. Фотография В. Кабанова.

Планерная

Технологическая дверь в путевой стене. Фотография В. Кабанова.

Планерная

Скамейка и входной светофор. Фотография В. Кабанова.

Сходненская
Сходненская

Эта станция представляет собой первую попытку отказаться от стандартных в то время конструкций "сороконожек" - первая односводчатая станция (мелкого заложения) после довоенных "Аэропорта" и "Библиотеки им. Ленина"... Фотография В. Кабанова.

Сходненская

Редкие декорации на путевых стенах - гофрированные алюминиевые полосы и концентрические круги. Фотография В. Кабанова.

Сходненская

Станция с поездом. Помимо тушинцев (в основном это Братцево), станцией пользуется небольшое кол-во людей из Митино и пос. Новобратцевский. Фотография В. Кабанова.

Сходненская

Станция без поезда. Фотография В. Кабанова.

Тушинская
Тушинская

Перед вами - ещё одна сороконожка 1975 года постройки. Её архитектурное убранство немножко побогаче классических "сороконожек" 60-тых годов, однако всё же недалеко отходит от "стандартного проекта". Эта станция - один из лидеров по пассажиропотоку на всей ветке, по крайней мере практически лидирует в северной её части. Местных жителей (из района Покровского-Стрешнего) здесь крайне мало, однако очень большое количество людей приезжает на эту стануию на автобусах из Митино, из Красногорска и других городов Московской области. Так же "Тушинской" пользуются люди, приезжающие на пригородных электропоездах (станция "Тушино", Рижское направление). Фотография В. Кабанова.

Тушинская

Путевая платформа. Путевые стены облицованы белым мрамором, по верхней их части тянется несложный геометрический узор из плиток разных оттенков фиолетового. Фотография В. Кабанова.

Тушинская

Одно из четырёх алюминиевых панно на путевых стенах. Близость Тушинского аэродрома подсказывает тематику - здесь изображены планеры. Фотография В. Кабанова.

Тушинская

На этом панно уже самолёты посеръёзнее - истребители, а так же ракеты. Врядли с Тушинского аэродрома предполагался запуск ракет, но все же без оных рассказ о советской авиации и космонавтике того времени был бы не полон... Фотография В. Кабанова.

Тушинская

Здесь несколько простеньких самолётов в профиль и анфас. Фотография В. Кабанова.

Тушинская

"Авиационное ассорти" - воздушные шары, планеры, вертолёты. Фотография В. Кабанова.

Тушинская

Центральная часть платформы. Колонны облицованы серым мрамором, пол - гранитный. Фотография В. Кабанова.

Тушинская

Ещё одна панорама путевой платформы вместе с одним из четырёх панно. Станция "Тушинская" имеет путевое развитие - пошерстный съезд на перегоне "Щукинская"-"Тушинская" управляется именно с этой станции. Его предполагалось использовать для зонного оборота составов по ст. "Волоколамская" (располагается сразу за ней), однако она открыта не была и этот съезд теперь практически не используется. Фотография В. Кабанова.

Волоколамская (не открыта)
Волоколамская

Станция располагается примерно посередине перегона под Тушинским аэрополем. На данный момент она остаётся построенной в конструкциях, однако на ней полностью отсутствует какая-либо отделка. На земле каких-либо следов от выхода в город с этой станции не обнаружено, однако диггеры утверждают, что он имеется. Станцию отказались открывать, т.к. фактически она бы оказалась никому не нужной - планы по постройке жилого массива на Тушинском аэрополе так и не были воплощены в жизнь. По этому проекту была построена станция «Мирзо Улугбек» Ташкентского метрополитена (фотография). На сегодняшний день так ничего и не изменилось, однако появились планы построить стадион "Спартак" на Тушинском поле (2012-2014 года) и открыть уже впоследствии станцию уже под таким именем. Фотография тов. Кунцева.

Щукинская
Щукинская

Панорама станции . "Щукинская", хоть и ещё одна очередная сороконожка (но уже со стандартным шагом колонн - 4 метра), имеет весьма эффектный кремово-коричневый колорит, придаваемый анодированным "под бронзу" алюминием (впервые в Московском метро). Фотография В. Кабанова.

Щукинская

Колонны станции облицованы кремово-песочным мрамором с полосами алюминиевого профиля. Освещение центрального зала неяркое - через пролёт, что так же добавляет густоты краскам. Фотография В. Кабанова.

Щукинская

Панорама посадочной платформы. Технологические двери украшены алюминиевым панно. Фотография В. Кабанова.

Щукинская

На этом, например, художник М.Н.Алексеев изобразил окрестные новостройки (в 1975 этим "чудом" были панельные многоэтажки) и набережная Москвы-реки. Фотография В. Кабанова.

Щукинская

Фрагмент. Фотография В. Кабанова.

Щукинская

На двух других панно изображены красивые парусные яхты на Москве-реке на фоне новостроек. Вокруг летают птицы и аэропланы... Фотография В. Кабанова.

Щукинская

Общий вид на станцию и уежающий поезд. Помимо аборигенов из одноименного района, станцией продолжают пользоваться некоторые жители района Строгино. До открытия станции "Строгино" Арбатско-Покровской линии ею пользовалось практически всё население района. Фотография В. Кабанова.

Октябрьское поле
Октябрьское поле

Панорама станции. "Октябрьское поле" - это уже станция первой очереди Краснопресненского радиуса, открыта 30 декабря 1972 года. Имеет путевое развитие - шестистрелочный тупик для отстоя и оборота составов в часы "пик". В отличее от "Щукинской", где алюминий был использован для облицовки стен, здесь пока что "решились" только на колонны. Их серебристый цвет и необычная форма делает станцию менее похожей на "хрущевский стандарт". Фотография В. Кабанова.

Октябрьское поле

Шаг колонн не является постоянным - обратите внимание на дальний ряд, в центре имеется по четырёхметровому пролёту с каждой стороны (остальные пролёты - 6 м). Это - своеобразный задел под пересадку на линию Большого кольца. К сожалению, его до сих пор и не построили... Фотография В. Кабанова.

Октябрьское поле

Лавка в конце станции. На станции располагается линейный пункт ТЧ-6 "Планерное". Фотография В. Кабанова.

Полежаевская
Полежаевская

Отличительная особенность станции - это три пути и две островный платформы. В отличее от "Партизанской", в пассажирском движении здесь участвуют только два пути - центральный и северный (второй главный). Южный путь соединён с центральным (первым главным) пошерстным примыканием за станицей (в сторону "Беговой") и по графику используется для расстановки двух составов э/д "Планерное" - один в тупике за станцией, другой - прямо на станции. При строительстве станции этот путь предполагалось использовать под перспективную подвозящую линию в Серебряный бор. Среди других "пожеланий" - экспозиция музея подвижного состава метро. Иногда в дневное время на неиспользуемом пути станции снимают сюжеты для фильмов и рекламы. Фотография В. Кабанова.

  • Фотографии закрытой платформы и расстановочных поездов можно посмотреть в блоге Russos'a.

Полежаевская

В декоративном плане станция довольно бедна. На стенах - глазурованная кафельная плитка, гранитный пол, мраморные колонны. Станция названа в честь героя Социалистического Труда В.Д. Полежаева, возглавлявшего Метрострой в 1958-1972 годах. Проектное название - "Хорошёвская". Фотография В. Кабанова.

Полежаевская

Общий вид на пассажирскую платформу станции. Фотография В. Кабанова.

Беговая
Беговая

Эта "сороконожка" несколько изменила свой облик - с момента своего рождения до конца 90-х её стены были облицованы желтой керамической плиткой. Сейчас там белый мрамор в тон колоннам. Станция имеет выход к ж/д платформе "Беговая" (Белорусского направления) и расположена неподалёку от ипподрома, с которым связано название станции. Фотография В. Кабанова.

Беговая

Колонны имеют весьма интересную форму - постепенно переходящую от квадратной у потолка к восьмигранной у подножия. За станцией (в сторону "Улицы 1905 года") располагается противошерстный съезд, за которым идет пошерстное (для правильного нарпавления) примыкание соединительной ветки из депо "Крансая Пресня". В 1972-1975 годах, когда у Пресненского радиуса не было собственного депо, по этой ветке шли составы из обслуживающего в то время линию депо "Красная Пресня", однако сейчас эта ветка используется лишь в служебных целях. Из-за особенностей путевого развития депо "Красная Пресня" максимальное кол-во вагонов перегонки, которое может обслужить эта ветка - 6. На страничке об этом депо (ссылка выше) вы можете посмотреть интересные фотографии этой ветки. Фотография В. Кабанова.

Беговая

Один из наземных павильонов станции. Фотография тов. Кунцева.

Улица 1905 года
Улица 1905 года

Ещё одна сороконожка, оформленная в бело-красно-коричневых тонах. Станция названа, очевидно, в честь одноименной улицы в память о событиях 1905 года - вооруженного восстания на Красной Пресне. От этой станции проще всего пройти к депо "Красная Пресня". Фотография В. Кабанова.

Улица 1905 года

Название станции на путевой стене и факел из анодированного под бронзу алюминия. Фотография В. Кабанова.

Улица 1905 года

С факелами чередуются цифры 1905, выкованные из этого же материала. Фотография В. Кабанова.

Улица 1905 года

Путевая платформа станции. Фотография В. Кабанова.

Баррикадная
Баррикадная

"Баррикадная" - пилонная станция глубокого заложения, первая пересадочная станция на Кольцевую линию. Фотография В. Кабанова.

Баррикадная

Пилоны станции достаточно широкие и массивные, сделаны в виде расширяющихся к верху трапециевидных уступов, облицованы розовым мрамором. Впереди - выход в город. Фотография В. Кабанова.

Баррикадная

Над обеими торцами станции (западный - переход на станцию "Краснопресненская", восточный - выход в город к Зоопарку) располагаются красивые металлические арки с выкованными символами революции - серпом и молотом, пятиконечными звездами (см. также предыдующую фотографию). Фотография В. Кабанова.

Баррикадная

Путевая платформа станции. Стена отделана мрамором холодных цветов с белыми кальцитовыми прожилками из месторождения Давалу (Армения). Обратите внимание также на зигзагообразную линию освещения станции - всего их три - по одной в каждом зале. В сторону "Пушкинской" за станцией находится пошерстный съезд, который использовался для оборота составов до 1975 года, когда станция являлась конечной Краснопресненского радиуса. Фотография В. Кабанова.

Баррикадная

Название станции на путевой стене выглядит не менее сурово и мрачно. Фотография В. Кабанова.

Баррикадная

Скульптурная композиция "Пролетарский гнев" в виде поднятых вверх кулаков, сжимающих молоты на технологических дверях путевой стены. Фотография В. Кабанова.

Таганско-Краснопресненская линия часть 1 | часть 2 | часть 3