- сайт о московском метро -

Арбатско - Покровская линия (3)

- Общая информация -
Кол-во станций:

18

Протяжённость:

38,5 км

Расположена в округах столицы:

СЗАО, ЗАО, ЦАО, ВАО

Первый участок:

13 марта 1938 ("Курская" - "Площадь Революции" (и далее по Филёвской линии))

Последний участок:

7 сентября 2008 года (станция "Славянский бульвар" на действующем перегоне "Парк Победы" - "Кунцевская")

Перспективы продления:

На запад - в Митино (2011 год) с постройкой электродепо; на восток - не планируется.

Обслуживающее электродепо:

"Измайлово" (ТЧ-3), "Фили" (ТЧ-9)

Кол-во ПТО на линии:

2 (+ ПТО за станцией "Молодёжная", обслуживающее 2 маршрута АПЛ)

Щёлковская
Арбатско - Покровская линия

Щёлковская - станция-сороконожка, открытая в 1963 году. С этого года и по сей день является конечной, за станцией расположен шестистрелочный оборотный тупик и ПТО. На фото - прибывающий поезд со станции "Первомайская".

Арбатско - Покровская линия

Стены станции выложены плиткой жёлтого цвета с лимонным оттенком, колонны - тёмно-зелёные (серпентит), пол - серый и красный гранит. Название станции на путевой стене выполнено на прямоугольной плиточной табличке чёрного цвета. Хоть конструкция станции весьма стандартна, ощущается её колорит.

 

Арбатско - Покровская линия

"Щёлковская" - довольно загруженная станция. Она обслуживает, помимо прилегающих жилых районов, небольшой продуктовый рынок и крупную автобусную станцию (Центральный автовокзал).

Арбатско - Покровская линия

Вот так легко на "Щёлковской" ликвидировали угрозу обвала плит облицовки колонн.

Арбатско - Покровская линия

Стрелочные указатели выполнены в стандартном дизайне - здесь показанна вся линия, Щёлковская-то конечная.

Арбатско - Покровская линия

Знак остановки первого вагона (в сторонц "Первомайской").

Арбатско - Покровская линия

Два вагона разной окраски: головной - депо "Измайлово" (которое и обслуживает Арбатско-Покровскую линию), второй - депо "Фили". Этот филёвский вагон был передан в "Измайлово" и ещё не проходил ТР-3, где его бы перекрасили.

  Первомайская
Арбатско - Покровская линия

"Первомайскую" открыли почти за два года до "Щёлковской". Это время она была конечной и поезда оборачивались по разобранному ныне съезду. Название этой станции перешло от закрытой после открытия нового участка станции в самом депо "Измайлово".

Арбатско - Покровская линия

Станция менее красивая и привлекательная, чем "Щёлковская". Местами на стенах видны подтёки.

Арбатско - Покровская линия

"Первомайская" - типичная сороконожка хрущёвской эпохи. Правда, несколько необычны колонны, расширяющиеся кверху по всей длинне.

Арбатско - Покровская линия

Поезд типа Еж на первом пути станции.

  Измайловская
Арбатско - Покровская линия

Станция "Измайловская" - наземная, очень красиво смотрится на фоне леса. Незадолго после открытия (открылась вместе с "Первомайской" в 1961 году) поменялась названиями со станцией "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (ныне "Партизанская").

Станции "Измайловская" посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

  Партизанская
Арбатско - Покровская линия

Станция "Партизанская", до недавнего времени называвшаяся "Измайловский парк". Станция уникальна своими величественными размерами, в одном зале расположены две полноразмерные платформы и три пути. Третий путь предполагалось использовать для быстрого обслуживания клиентов предполагаемого сталиона им. Сталина, который в своё время так и не был построен. Сейчас средний путь используется по мере необходимости для оборота и отстоя составов.

Станции "Партизанская" посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

  Семёновская
Арбатско - Покровская линия

Немного необычная станция глубокого заложения - классические толстые пилоны разнесены на четыре колонны по периметру, в результате чего получилось два ряда колонн между платформами и центральным залом. Станция недавно открылась после годовой реставрации экскалаторного наклона и элементов декорации.

Станции "Семёновская" посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

  Электрозаводская
Арбатско - Покровская линия

На этой пилонной станции очень необычно устроено освещение центрального зала: на потолке в круглых впалинах расположено 50 рядов по 6 ламп накаливания, создающих яркое и ровное освещение центрального зала. Эти лампочки, как и название станции, символизируют расположенный неподалёку электроламповый завод.

Арбатско - Покровская линия

На самих пилонах изображены сцены из трудовой жизни пролетариата той эпохи. Под каждым пилоном стоят широкие лавки.

Арбатско - Покровская линия

Путевые платформы освещены тускло, стены отделаны коричневым грузинским мрамором. Хочется скорее уйти в боле светлый и людный центральный зал - это и учли архитекторы, ведь всякое скопление народа возле путей крайне нежелательно.

Арбатско - Покровская линия

Вид на начало платформы.

Арбатско - Покровская линия

Указатели на путевой стене в сторону станции "Парк Победы".

Арбатско - Покровская линия

Название станции на путевой стене

Арбатско - Покровская линия

Путевые платформы, помимо круглых навесных люстр, так же освещаются светильниками с пилонов. Они прикреплены к дефоративной решётке вентиляции, на которой можно так же прочитать название станции.

  Бауманская
Арбатско - Покровская линия

"Бауманская" - станция пилонного типа, выполненная в серо-белых тонах.

Арбатско - Покровская линия

Центральный зал станции был впослестыии удлинён. Между новой частью центрального зала и старой расположена арка.

Арбатско - Покровская линия

На торцевой стене - образ Ленина на фоне знамя Революции.

Арбатско - Покровская линия

Название станции на путевой стене.

Арбатско - Покровская линия

Вид путевой платформы.

Арбатско - Покровская линия

Прибытие поезда на первый путь станции.

  Курская
Арбатско - Покровская линия

Станция "Курская" была открыта в числе первых станций Арбатско-Покровской линии 13 марта 1938 года. Станция пилонного типа, из западного торца - переход на станцию "Чкаловская", из восточного - выход в город, а из центра зала можно перейти на Кольцевую линию.

На фото - путевая платформа в сторону "Площади Революции".

Арбатско - Покровская линия

Название станции на путевой стене.

Арбатско - Покровская линия

Стрелочные указатели в сторону станции "Парк Победы".

Арбатско - Покровская линия

Переход на станцию "Чкаловская" Люблинской линии.

Арбатско - Покровская линия

В конце платформы в сторону "Площади Революции" на отдельной мачте висит светофор ДМ для отправки составов в неправильном направлении на пошерстный съезд, расположенный за станцией в сторону "Бауманской". В обычное время на светофоре запрещающее показание. Фотография тов. Кунцева.

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на центральный зал. В годы войны именно здесь располагалась библиотека.

  Площадь Революции
Арбатско - Покровская линия

Станция "Площадь Революции" так же входила в число первых станций Арбатско-Покровской линии. Эта станция стала частью самого первого Центрального пересадочного узла, образовавшегося в 1938-м году. Эти переходы знамениты своей длинной. Чтобы перейти на станцию "Театральная" через переход в центре зала, потребуется довольно долго идти под горку. Так же можно попасть на "Театральную", используя выход в город из западного торца станции.

На фото - путевая платформа в сторону "Арбатской".

Арбатско - Покровская линия

Центральный зал станции. По бокам возле пилонов расположено 76 скульптур великого мастера М.Г. Манизера, изображающих людей из разных эпох в хронологическом порядке: от Гражданской войны до "изумительного расцвета сталинской эпохи". Прямо на заднем плане - выход в город. В центральном зале в целях экономии часть освещения выключена.

Несколько фотографий скульптур станции "Площадь Революции" крупным планом.

Арбатско - Покровская линия

Пилон станции. Слева - парапет перехода на "Театральную". По центру пилона - декоративная решётка вентиляции и фреска в виде буквы "М", переходящей на свод.

Арбатско - Покровская линия

Прибытие поезда в строну станции "Арбатская". О путевом развитии станции: по первому пути (Щёлковская - Парк Победы) перед станцией имеется соединительная ветвь на Замоскворецкую линию, после станции с первого и второго пути - соединительные ветки на первый и второй путь "Александровского сада" (Филёвская линия). До 1997 года с пассажирами, а до 2003 года без пассажиров каждый день 2 поезда Арбатско-Покровской линии ездили по этим веткам на расстановку в тупики за станцией "Киевская" Филёвской линии ввиду нехватки места на самой Арбатско-Покровской линии и в депо "Измайлово". Теперь эти поезда, а так же те, которые ночевали на перегоне "Смоленская" - "Киевская" успешно помещаются в длинных тупиках за станцией "Парк Победы". Так же на соединительную ветку по первому пути примыкает ветка со станции "Охотный ряд" (Сокольническая линия).

  Арбатская
Арбатско - Покровская линия

Станция "Арбатская" - одна из наиболее красивых пилонных станций Московского метро. Центральный зал станции имеет рекордную длину 220 метров. Посередине станции расположен переход на станцию "Боровицкая", в восточном конце - переход на "Библиотеку им. Ленина", "Александровский сад" и выход в город к библиотеке и Кремлю, в западном конце - выход в город на Бульварное кольцо и Арбат (до 18 мая 2007 года этот вестибюль закрыт на реконструкцию).

На фото - прибывший поезд в сторону "Площади Революции".

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на центральный зал. У этой станции - сложная и загадочная история возникновения. Во время войны авиабомба попала в перегонный тоннель между "Смоленской" и "Арбатской" мелкого заложения (ныне эти станции принадлежат Филёвской линии), и было принято решение о строительстве дублирующего радиуса глубокого заложения. Так эе это было подкреплено ложными доводами, что машинистам не нравился большой уклон и резкие повороты на перегоне "Площадь Революции" - "Александровский сад". Однако и сейчас этот перегон успешно используется как соединительная ветвь.

Арбатско - Покровская линия

Отправление поезда на "Смоленскую".

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на путевую платформу. На путевая стена выложена из чёрной и жёлтой плитки, а свод станции украшен алебастровой лепниной.

Арбатско - Покровская линия

В центре зала на юг - переход на станцию "Боровицкая", вмонтированный между пилонов в 80-е года.

Арбатско - Покровская линия

Прибывающий поезд на первый путь станции. Стоя ближе к концу платформы (не к краю, а к концу), можно наблюдать, как поезд красиво выписывает поворот перед станцией. Как только поезд появляется, звучит мелодия.

Арбатско - Покровская линия

Светильник центрального зала.

  Смоленская
Арбатско - Покровская линия

Посадка на поезд в сторону "Киевской".

Арбатско - Покровская линия

Стрелочные указатели до "Парка Победы".

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на путевую платформу. "Смоленская" - классическая пилонная станцию.

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на центральный зал. Восточный торец занимает выход в город. На полу по бокам - мозайка в римском стиле.

Арбатско - Покровская линия

Пилоны станции. За ними - поезд на втором пути.

Арбатско - Покровская линия

В западном торце станции расположен горельеф "Сражение".

Арбатско - Покровская линия

Основное освещение станции выполнено в виде группы из пяти цилиндрических бра. Похожие светильники имеются на станции "Спортивная".

  Киевская
Арбатско - Покровская линия

Вид на путевую платформу в сторону станции "Парк Победы". Если прибывающий на станцию поезд дальше не идёт, загорается надпись "ПОСАДКИ НЕТ" между люстрами станции.

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на центральный зал. Прямо восточном торце - переход на Кольцевую линию. Несмотря на темноту фотографии (опять же банальная экономия света), станция выполнена в ярких тонах. Над пилонами расположены фрески из жизни Украины в составе Советского союза.

Арбатско - Покровская линия

Фреска "Ветеринар и животноводы". Всего на станции 24 фрески.

Арбатско - Покровская линия

Посадка на поезд в сторону "Смоленской". Прямо - мостик на вход из города. В начале посадочной платформы слева - буфет, открыт для всех желающих. За станцией (сзади) расположен шестистрелочный оборотный тупик и ПТО. Долгое время (с 1953 по 2003 год) станция была конечной, и тупик использовался для оборота поездов. Ходили слуши, что далее шла секретная ветка на Ближнюю дачу Сталина в Волынском, этим так же объясняется столь глубокое залегание линии. До сих пор, даже после открытия Парка Победы, значительный процент поездов следует до "Киевской" (в часы пик - до 50%), т.к. до станции "Парк Победы" едет сравнительно меньше народу.

Арбатско - Покровская линия

Пилон станции имеет квадратную форму, но несколько срезан по бокам.

Арбатско - Покровская линия

Из западного торца станции налево можно выйти в город к Киевскому вокзалу или перейти через наземный вестибюль на Филёвскую линию. На торцевой стене изображена сцена народного гуляния.

Арбатско - Покровская линия

Направо проход закрыт. Это задел под ещё один выход в город.

Арбатско - Покровская линия

Общий вид на станцию.

Арбатско - Покровская линия

Люстра центрального зала.

Арбатско - Покровская линия

Орнамент пилона.

  Парк Победы (платформа справа)
Арбатско - Покровская линия

"Парк Победы", бесспорно, прославилась своей глубиной. Станция состоит из двух пилонных залов, глубина залегания которых - 64 метра. Чтобы пройти на станцию, нужно два раза спуститься по лестницам и совершить поездку на экскалаторе. Всего нужно около 5-6 минут, чтобы из города попасть на станцию спокойным шагом. Многие задаются вопросом: а сколько же ступенек на самом большом в метро экскалаторе? Ответ на фото.

Арбатско - Покровская линия

Между длинным экскалатором и кассовым залом расположен авансзал, из которого можно на ещё одном, маленьком экскалаторе пройти на выход.

Арбатско - Покровская линия

Вечером и ранним утром в системе наземных переходов образуется туман, который очень эффектно смотриться в оранжевом освещении.

Арбатско - Покровская линия

Платформа прибытия. О путевом развитии станции: за станцией расположены последовательно противошёрстный (используется для оборота и для захода на ночную расстановку) и пошёрстный (используется только для выезда с расстановки) съезды. Пути продолжаются на запад более, чем на 800 метров, что позволяет поставить в каждый тупик до 4-х составов.

Станции "Парк Победы" посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

Фотографии поездов нового поколения "Русич" на некоторых станциях Арбатско-Покровской линии смотрите в отдельном разделе >>>

  Славянский бульвар
Арбатско - Покровская линия

Славянский бульвар - самая новая станция линии, открытая на действующем перегоне "Парк Победы" - "Кунцевская" спустя 9 месяцев после его открытия. Станция односводчатая мелкого заложения, оформление станции выполнено в стиле арт-нуво и полностью раскрывает тематику бульвара: декоративные фонарные столбы в виде деревьев, решётки с переплетёными листьями и проч. На открытии станции побывал Президент Российской федерации Медведев Д.А.

Станции "Славянский бульвар" и истории её строительства посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

  Кунцевская (платформа справа)
Арбатско - Покровская линия

Кунцевская - несколько необычная станция метро. Она наземная и имеет две платформы - одну островную (существовавшую до продления АПЛ) и одну боковую (построенную в 2006-2008 годах). Для Арбатско-Покровской линии используются два пути между платформами, для Филёвской - соседний путь островной платформы.

Станции "Кунцевская" и истории её строительства посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

  Молодёжная
Арбатско - Покровская линия

Вестибюль станции. Окруженный со всех сторон современными торговыми центрами, он продолжает оставаться в первозданном виде. Фотография тов. Аминьева.

Арбатско - Покровская линия

Внутри вестибюля станции, вид на спуск к поездам. Фотография тов. Аминьева.

Арбатско - Покровская линия

Станционный зал. Здесь нет ничего примечательного, это - типовая станция шестидесятых годов постройки. Фотографя тов. Аминьева.

Арбатско - Покровская линия

2005 год. Станция тогда еще относилась к Филевской линии, о чем свидетельствует схема на путевой стене. Также на схеме отсутствуют станции "Деловой Центр" и "Международная".

Арбатско - Покровская линия

2005 год, чуть позднее. На схеме появилась станция "Деловой Центр".

Арбатско - Покровская линия

2005 год. Вагон типа Е на станции. В настоящее время вагоны типа Е в Московском метрополитене не эксплуатируются.

Арбатско - Покровская линия

2005 год. Трехвагонный состав из вагонов типов Е* на станции. Трехвагонные составы не эксплуатируются с пассажирами, они используются для служебных целей - перегонок новых вагонов и обкаток.

Арбатско - Покровская линия

2005 год. Состав из вагонов типа "Русич" на станции.

Арбатско - Покровская линия

А это уже наши дни. На стене висит схема Арбатско-Покровской линии. Фотография тов. Аминьева.

Арбатско - Покровская линия

Состав из вагонов типов Ем/Еж на станции. Фотография сделана в тот период, когда до присоединения станций "Молодежная" и "Крылатское" к Арбатско-Покровской линии оставалось несколько недель, тем не менее станции еще относились к Филевской линии - в окне состава виднеется трафарет с конечной станцией "Крылатское". Фотография тов. Аминьева.

Арбатско - Покровская линия

Состав из вагонов типов Ем/Еж на станции. Фотография сделана в то же время.

Арбатско - Покровская линия

Состав из вагонов типа "Русич" на станции. Фотография сделана в то же время. Фотография тов. Аминьева.

  Крылатское
Арбатско - Покровская линия

"Крылатское" - односводчатая станция мелкого заложения, в отличие от прочих подобных - ассиметрична относительнопродольной оси: если свод станции над путями в сторону "Молодёжной" гладкий, то по мере приближения к противоположной стороне появляются прямоугольные желоба с освещением. Название станции вымощено не на путевой стене, а над скамейками, распологающимися вдоль станции посередине платформы. Станция открыта 31 декабря 1989 года, и с тех пор ровно 18 лет и один день служила конечной для Филёвской линии. Поезда прибывали попеременно на первый и второй пути, оборачиваясь по перекрёстному съезду перед станцией. Теперь остался только один съезд из двух (пошерстный).

Станции "Крылатское" посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>

  Строгино
Арбатско - Покровская линия

Станция "Строгино" - односводчатая станция мелкого заложения, очень светлая и просторная (ширина платформы - 12 метров). Оформление станции довольно эффектное - скамейки, словно вросшие в платформу, и потолочные ниши для светильников в форме капель. Станция открыта 7 января 2008 года.

Станции "Строгино" посвящён отдельный раздел на нашем сайте >>>